Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования"
Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 сентября 2017 года № 15681.
Примечание РЦПИ!
В приказ предусмотрены изменения приказом Министра здравоохранения РК от 28.09.2018 № ҚР ДСМ-20 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 6 статьи 144 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования".
2. Признать утратившим силу приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 179 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10275, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" 11 марта 2015года).
3. Комитету охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.
Министр здравоохранения |
Е. Биртанов |
"СОГЛАСОВАН"
Министр образования и науки
Республики Казахстан
____________ Е. Сагадиев
8 сентября 2017 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
____________ Ж. Қасымбек
6 сентября 2017 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
____________ Т. Сулейменов
7 сентября 2017 года
|
Утверждены |
Санитарные правила
"Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования"
1. Настоящие Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования" (далее – Санитарные правила) разработаны в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 7-1, пунктом 6 статьи 144 и статьей 145 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс), и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выбору земельного участка под строительство объекта, проектированию, реконструкции, эксплуатации, водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, освещению, вентиляции, кондиционированию, ремонту и содержанию, условиям проживания, питания, обучения и производственной практике, производственному контролю, условиям труда и бытовому обслуживанию персонала, медицинскому обеспечению обучающихся и воспитанников на объектах образования независимо от форм собственности.
2. Настоящие Санитарные правила распространяются на объекты организаций образования, воспитания, мест проживания и питания обучающихся и воспитанников, интернатные организации всех видов и типов (далее – объекты) за исключением дошкольных объектов воспитания и обучения детей (далее – дошкольные организации).
3. На объектах проводятся лабораторно-инструментальные исследования в соответствии с приложением 1 к настоящим Санитарным правилам.
4. В настоящих Санитарных правилах использованы следующие понятия:
1) специальные образовательные организации – организации образования, обеспечивающие условия, включающие специальные учебные программы и методы обучения, технические и иные средства, среду жизнедеятельности, а также медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение общеобразовательных учебных и образовательных программ лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями;
2) начальная школа – организация образования, реализующая общеобразовательные учебные программы начального образования, а также учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников;
3) бракераж – оценка качества продуктов питания и готовых блюд по органолептическим показателям;
4) организация образования – юридические лица, а также имеющие статус международных школ филиалы юридических лиц, которые реализуют одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся и воспитанников независимо от формы собственности и организационной правовой формы, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, реализующие общеобразовательные учебные программы;
5) гимназия – учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования и образовательные программы дополнительного образования, обеспечивающие расширенное и углубленное образование по общественно-гуманитарному и иным направлениям обучения в соответствии со склонностями и способностями обучающихся;
6) физкультура – сфера деятельности, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека;
7) общеобразовательная организация – учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, а также образовательные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников;
8) организация образования для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – организация, в которой создаются благоприятные условия для воспитания, получения образования с предоставлением мест проживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
9) личная медицинская книжка – персональный документ, выдаваемый представителю декретированной группы населения, в который заносятся результаты обязательных медицинских осмотров с отметкой о допуске к работе;
10) максимальная учебная нагрузка – общее количество часов инвариантной и вариативной части Типового учебного плана;
11) интернатные организации – организации образования, обеспечивающие государственные гарантии прав на образование определенных категорий лиц с предоставлением мест проживания;
12) центры адаптации несовершеннолетних (далее – ЦАН) – организации, находящиеся в ведении органов образования, обеспечивающие прием, временное содержание и проживание безнадзорных и беспризорных детей и подростков в возрасте от трех до восемнадцати лет до установления родителей или других законных представителей, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, детей, отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органом опеки и попечительства от родителей (одного из них) или от других лиц, на попечении которых они находятся, детей, направляемых в специальные организации образования, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации;
13) лицей – учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы основного среднего и общего среднего образования и образовательные программы дополнительного образования, обеспечивающие расширенное и углубленное естественно–математическое образование обучающихся в соответствии с их склонностями и способностями;
14) специализированная организация образования – учебное заведение, реализующее специализированные общеобразовательные учебные программы основного и общего среднего образования, разработанные на основании государственных общеобязательных стандартов образования и направленных на углубленное освоение основ наук, культуры, искусства, спорта, военного дела, развитие их творческого потенциала и дарований;
15) предшкольные (0) классы – классы для детей пяти, шести (семи) лет в общеобразовательных школах, в которых проводится одногодичная обязательная бесплатная предшкольная подготовка;
16) внешкольная организация дополнительного образования – учебно-воспитательная организация, предназначенная для обеспечения необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда обучающихся и воспитанников, формирования их общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, организации содержательного досуга (далее – внешкольные объекты);
17) учебная нагрузка – суммарная нормируемая занятость в учебно-воспитательном процессе для каждой возрастной группы, которая измеряется в учебных часах;
18) учебный час – продолжительность урока (занятий) или лекции от начала до перемены (перерыва);
19) оптимальные микроклиматические условия – сочетание количественных показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на обучающихся и воспитанников обеспечивают сохранение нормального теплового состояния организма без напряжения механизмов терморегуляции;
20) производственный контроль – комплекс мероприятий, в том числе лабораторных исследований и испытаний производимой продукции, работ и услуг, выполняемых индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, направленных на обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания;
21) рекреация – помещение для отдыха и восстановления сил обучающихся и воспитанников во время перемены и в свободное от занятий время;
22) санитарно–дворовые установки (далее – СДУ) – туалет, не связанный с централизованной канализацией, расположенный на территории объекта, имеющий надземную часть и выгребную яму;
23) санитарная специальная одежда (далее – специальная одежда) – комплект защитной одежды персонала, предназначенный для защиты сырья, вспомогательных материалов и готового продукта от загрязнения механическими частицами, микроорганизмами и другими загрязнениями;
24) септик – сооружение для очистки небольших количеств бытовых сточных вод;
25) спортивные объекты – организации, деятельность которых связана с организацией и осуществлением лечебно-оздоровительных, физкультурно-оздоровительных, учебно-воспитательных работ и культурного досуга детей и подростков;
26) наполняемость классов – нормируемое количество обучающихся в классе;
27) рациональное питание – сбалансированное питание, с учетом физиологических и возрастных норм питания;
28) маломобильные группы населения – инвалиды, с нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся на креслах-колясках и/или с помощью других вспомогательных средств, а также слабовидящие и/или лишенные зрения граждане, передвигающиеся с помощью сопровождающих;
29) малокомплектная школа – общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся (от 5 детей), с совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий.
5. Выбор земельного участка, проектирование, реконструкция объектов определяется требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства, утверждаемых уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства согласно подпункта 23-16) статьи 20 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" (далее – государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства).
6. Территория общеобразовательных организаций и объектов с организацией мест проживания обучающихся и воспитанников должна иметь ограждение по всему периметру в соответствии с требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства. Ограждение должно быть без повреждений.
7. На территории объектов образования не допускается размещение объектов, функционально с ними не связанных.
8. Внешкольные объекты, размещаемые в многоквартирных жилых домах, в частных домовладениях, во встроено – пристроенных помещениях могут не иметь отдельную территорию.
9. Въезды и входы на участок объекта, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, к санитарно-дворовым установкам покрываются асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием, доступным для очистки.
10. При проектировании площади помещений общеобразовательных организаций (классы, учебные кабинеты) при смешанных формах обучения (фронтальная и групповая) устанавливается норма 2,5 квадратных метров (далее – м2) на одного обучающегося. Площадь мастерских по изучению технологий и труда, а также специализированных мастерских для дифференцированного обучения по направлениям – 3,75 м2 на одного обучающегося.
11. Площади помещений учебных кабинетов и аудиторий технического и профессионального образования (далее – ТиПО), послесреднего образования (далее – ПО), высшего и послевузовского образования (далее – ВУЗ) определяются:
1) не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося - для 12–15 мест;
2) 2,2 м2 на 1 обучающегося - для 16 - 25 мест;
3) 1,8 м2 на 1 обучающегося - для 26 -49 мест;
4) 1,5 м2 на 1 обучающегося - для 50 - 75 мест;
5) 1,3 м2 на 1 обучающегося - для 76 - 100 мест;
6) 1,2 м2 на 1 обучающегося - для 100 - 150 мест;
7) 1,1 м2 на 1 обучающегося - для 150 - 350 мест;
8) 1,0 м2 на 1 обучающегося - для 350 и более мест.
Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории должны размещаться на надземных этажах.
12. Количество обучающихся и воспитанников не должно превышать проектную вместимость объекта. Количество обучающихся по дистанционной форме обучения в общую численность не включается.
13. Допускается организация двухсменного режима обучения при условии соблюдения в каждой смене нормы площади на 1 обучающегося и требований настоящих Санитарных правил.
14. Помещения (бойлерные с насосными установками, производственные помещения, ремонтные мастерские, охлаждаемые камеры с насосным отделением, вентиляционные камеры, компрессорные), режим использования которых сопровождается шумом и может причинять беспокойство обучающимся и воспитанникам, мешать или нарушать работу педагогического, медицинского, административного персонала не размещают смежно, над и под спальными комнатами, учебными, медицинскими кабинетами.
15. Набор помещений внешкольных учреждений устанавливается в зависимости от реализации программ дополнительного образования, единовременной вместимости, технологии процесса обучения, инженерно-технического оборудования, оснащения необходимой мебелью.
16. Радиаторы системы отопления спортивного зала располагаются в нишах под окнами и закрываются решетками или устанавливаются на высоту 2,4 метра (далее – м) от пола. На окнах и осветительных приборах должны быть предусмотрены заградительные устройства.
17. Поверхность пола во всех помещениях должна быть ровной, без щелей, изъянов и механических повреждений.
Полы в учебных помещениях, кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое или паркетное покрытие. Возможно покрытие полов синтетическими полимерными материалами, утепленным линолеумом, допускающими обработку влажным способом и дезинфекцию.
Пол спортивного зала деревянный или имеет специальное покрытие, поверхность пола ровная, без щелей и изъянов.
Полы в мастерских трудового обучения выполняются из материала, устойчивого к механическому воздействию, в кабинетах и лабораториях химии – стойкие к химическим реагентам.
18. Объекты эксплуатируются в отдельно стоящем здании или нескольких отдельных зданиях.
Допускается эксплуатация объектов в приспособленных зданиях. При эксплуатации общеобразовательной организации в приспособленном здании расчетная вместимость учебных помещений и кабинетов определяется с учетом нормы площади 2,5 м2 на 1 обучающегося.
19. Эксплуатация внешкольных объектов, образовательных центров допускается в приспособленных зданиях, во встроенно-пристроенных помещениях, а также на первых этажах жилых домов.
20. Объекты, эксплуатируемые на первом этаже многоквартирного жилого дома, должны иметь отдельный вход, не совмещенный с подъездом жилого дома.
21. Эксплуатация помещений для пребывания обучающихся и воспитанников, медицинского назначения не допускается в подвальных и цокольных этажах зданий.
22. Все помещения должны эксплуатироваться в соответствии с функциональным назначением.
23. Не допускается эксплуатация объектов, размещенных в аварийных зданиях и помещениях.
24. При наличии на объектах дошкольных организаций, компьютерных классов, специализированных медицинских и стоматологических кабинетов, парикмахерских, прачечных, бассейнов, учебно-производственных мастерских, объектов питания применяются требования санитарных правил, гигиенических нормативов, утверждаемые государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно пункту 6 статьи 144 и статьи 145 Кодекса (далее – документы нормирования).
25. При реконструкции объектов соблюдаются требования пунктов с 6 по 24 настоящих Санитарных правил.
26. На объектах предусматриваются и должны быть в исправном состоянии централизованное хозяйственно–питьевое, горячее водоснабжение, водоотведение.
27. Объекты обеспечиваются безопасной и качественной питьевой водой в соответствии с установленными требованиями документов нормирования.
28. На объектах должен быть организован питьевой режим. Питьевая вода, в том числе расфасованная в емкости (графины, чайники, бачки и другие) или бутилированная, по показателям качества и безопасности соответствует требованиям документов нормирования.
Кулеры (диспенсеры) для воды регулярно очищаются согласно инструкции производителя. Для питья используют чистую посуду (стеклянная, фаянсовая, одноразовые стаканчики).
Разрешается использование индивидуальной бутилированной емкости. Допускается использование кипяченой питьевой воды, при условии ее хранения не более трех часов.
29. Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков предусматривают наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи высотой не менее десяти сантиметров.
30. За организацию питьевого режима приказом руководителя объектов назначается ответственное лицо. Обеспечивается свободный доступ обучающихся и воспитанников к питьевой воде в течение всего времени их пребывания на объектах.
31. При отсутствии централизованной системы водоснабжения используется вода из местных источников питьевого назначения с устройством внутреннего водопровода и водоотведения.
32. Допускается использование для хозяйственно-питьевых нужд привозной питьевой воды, доставка которой проводится специализированным автотранспортом, в специальных промаркированных емкостях, выполненных из материалов, разрешенных для контакта с питьевой водой, своевременно очищаемых, промываемых и дезинфицируемых.
33. На объектах, работающих на привозной воде, предусматривается отдельное помещение с установкой емкостей для хранения запаса питьевой воды. Емкости имеют маркировку ("питьевая вода"), подвергаются еженедельной (и по мере необходимости) очистке и дезинфекции с применением моющих и дезинфицирующих средств. Не допускается использование емкости для питьевой воды для других целей.
34. При отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения устанавливаются водонагреватели. Горячая и холодная вода подводится ко всем ваннам, душевым, прачечным, умывальникам в местах проживания, в помещениях медицинского назначения, а также к технологическому оборудованию на пищеблоке с установкой смесителей.
Не допускается использование горячей воды из системы водяного отопления для технологических и хозяйственно-бытовых целей.
35. Помещения, предназначенные для рисования и лепки, для работы с растениями, мастерские, помещения медицинского блока, производственные помещения пищеблока оборудуются раковинами с подводкой горячей и холодной воды, средствами для мытья и сушки рук.
36. При размещении объектов в неканализованной и частично канализованной местности предусматривается устройство местного водоотведения. Прием сточных вод, в том числе СДУ осуществляют в общую или раздельные подземные водонепроницаемые емкости (ямы, септики), оснащенные крышками с гидравлическими затворами (сифонами), расположенные в хозяйственной зоне территории объекта, очистка которых проводится своевременно.
Сброс сточных вод в открытые водоемы и на прилегающую территорию, а также устройство поглощающих колодцев не допускается.
Остекление окон выполняется из цельного стеклополотна.
2) с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни) - 1000 – 1500 лк;
3) для страдающих светобоязнью – не более 500 лк;
4) уровень искусственной освещенности от системы общего освещения не должен превышать 400 лк;
5) каждое рабочее место оборудуют светильниками местного освещения не менее 400 лк.
Глава 4. Санитарно-эпидемиологические требования к ремонту и содержанию помещений объектов
56. Ежегодно на объекте проводится текущий ремонт.
63. На окна, форточки, фрамуги, открываемые для проветривания, устанавливаются москитные сетки.
Уборочный инвентарь для санитарных узлов всех организаций имеет сигнальную маркировку.
Глава 5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и производственной практике
Для учащихся первых классов в течение года должны быть дополнительные недельные каникулы.
Количество уроков в расписании согласовывается с родительским комитетом.
Перемены проводят при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.
82. На объектах учебные кабинеты, лаборатории оборудуют рабочими столами, стульями со спинками.
Рассаживают обучающихся и воспитанников:
с нарушением слуха, зрения – за передними столами рядов от доски;
часто болеющие простудными заболеваниями дальше от наружной стены.
В кабинете химии оборудуется вытяжной шкаф.
88. Раздевальные при спортивных залах оборудуются шкафчиками или вешалками для одежды и скамейками.
Глава 6. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания на объектах
В общежитиях для обучающихся ТиПО, ПО и ВУЗ площадь на 1 человека предусматривается не менее 6 м2 .
95. Помещения оборудуются мебелью согласно их функционального назначения.
99. Стирка белья осуществляется в прачечной объекта, исключаются
Глава 7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям питания на объектах
102. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 – 4 часов.
109. Ежедневно в рацион питания включают мясо, молоко, сливочное и
Документы, удостоверяющие качество и безопасность пищевой продукции, хранятся в организации общественного питания.
119. В организациях общественного питания объектов воспитания и образования не допускается:
зельцев, форшмаков, студней, паштетов;
кондитерских изделий с кремом;
кондитерских изделий и сладостей (шоколад, конфеты, печенье) в потребительских упаковках;
яиц всмятку, яичницы – глазуньи;
сложных (более четырех компонентов) салатов; салатов, заправленных сметаной и майонезом;
пищевой продукции непромышленного (домашнего) приготовления;
первых и вторых блюд на основе сухих пищевых концентратов быстрого
фаст-фудов: гамбургеров, хот–догов, чипсов, сухариков, кириешек;
острых соусов, кетчупов, жгучих специй (перец, хрен, горчица);
непастеризованного молока, творога и сметаны без термической обработки;
яиц и мяса водоплавающих птиц;
субпродуктов продуктивных животных и птицы, за исключением языка, сердца;
мяса продуктивных животных и мяса птицы механической обвалки;
коллагенсодержащего сырья из мяса птицы;
продуктов убоя продуктивных животных и птицы, подвергнутых повторному замораживанию;
генетически модифицированного сырья и (или) сырья, содержащего генетически модифицированные источники;
121. Реализация кислородных коктейлей в качестве массовой оздоровительной процедуры не допускается.
Глава 8. Требования к производственному контролю, условиям труда и бытовому обслуживанию персонала
125. На объекте создаются условия для соблюдения персоналом условия труда и правил личной гигиены.
Специальная одежда хранится отдельно от личных вещей.
130. Употребление пищи, курение разрешается строго в отведенных местах.
Глава 9. Санитарно-эпидемиологические требования к медицинскому обеспечению на объектах
131. На объектах образования обеспечивается медицинское обслуживание.
146. Медицинские работники и администрация объектов:
|
Приложение 1 |
Лабораторно-инструментальные исследования
Места отбора |
Лабораторные исследования, количество (единиц) |
Периодичность исследований |
|
|
2 |
3 |
4 |
|
|
Организации образования, воспитания, мест проживания обучающихся и воспитанников, интернатные организации всех видов и типов |
|
|||
пищеблоки |
пробы пищевых продуктов (сырье) на микробиологические исследования |
в порядке текущего надзора |
|
|
пробы готовых блюд на микробиологические исследования |
в порядке текущего надзора |
|
||
пробы воды на микробиологические и санитарно-химические исследования |
в порядке текущего надзора (один раз в год) |
|
||
блюда на калорийность |
в порядке текущего надзора |
|
||
качество термической обработки |
в порядке текущего надзора |
|
||
смывы с внешней среды |
в порядке текущего надзора |
|
||
определение остаточного хлора в дезинфицирующих средствах |
в порядке текущего надзора |
|
||
вода питьевая из местных источников водоснабжения (централизованное, колодцы, скважины, каптажи) на бактериологические, санитарно-химические исследования |
в порядке текущего надзора (один раз в год) |
|
||
обследование персонала на бактериологическое носительство |
по эпидемиологическим показаниям |
|
||
приемные комнаты, спальни, учебные помещения, мастерские, спортивные и музыкальные залы, медицинские кабинеты, помещения для отдыха и сна, компьютерные классы |
температура, относительная влажность воздуха |
при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) объекта, в порядке текущего надзора (один раз в год в период отопительного сезона) |
|
|
помещения для отдыха и сна, компьютерные классы |
|
раз в год в период отопительного сезона) |
|
|
лаборатории, кабинет химии, спортивные залы, мастерские, пищеблоки |
исследование эффективности вентиляции, шум |
в порядке текущего надзора (один раз в год) |
|
|
|
водоразборные краны - ввод и вывод в здании, на пищеблоке (при расположении в отдельном блоке) |
вода из водопроводной системы (бактериологические и санитарно-химические исследования) |
при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) объекта; текущего надзора |
|
колодцы, скважины, каптажи, родники, водоразборные краны |
вода питьевая из местных источников водоснабжения (централизованное, колодцы, скважины, каптажи) на бактериологические, санитарно-химические исследования |
при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) объекта, в порядке текущего надзора |
|
|
объекты с использованием воды, расфасованной в емкости |
вода питьевая, расфасованная в емкости (исключая бутилированную воду) |
в порядке текущего надзора |
|
|
закрытые плавательные бассейны и ванны |
пробы воды на бактериологические, санитарно-химические, паразитологические исследования |
при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) объекта в порядке текущего надзора |
|
|
компьютерные и мультимедийные классы, кабинеты |
напряженность электромагнитного поля , электростатического поля на рабочих местах, уровень концентрации аэроинов и коэффициента униполярности, шум |
при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) объекта в порядке текущего надзора |
|
|
учебные помещения, лаборатории, мастерские, комнаты самоподготовки, читальный зал, медкабинет |
уровень искусственной освещенности |
при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) объекта, в порядке текущего надзора |
|
|
помещения с печным или |
|
|
|
|
автономным, неэлектрическим отоплением, медицинские кабинеты |
исследование воздушной среды |
в порядке текущего надзора |
|
|
песочницы на игровых площадках |
исследования почвы |
в порядке текущего надзора в период с мая по сентябрь |
|
|
организации образования, осуществляющие закуп товаров детского ассортимента |
товары детского ассортимента (одежда, обувь, игрушки, косметические средства, канцелярские товары, посуда, средства гигиены и др.) |
один раз год |
|
|
|
Приложение 2 |
Наполняемость групп (классов) общеобразовательных и специальных образовательных организаций
Наполняемость классов общеобразовательных организаций
|
Группы (классы) |
Возраст |
Количество детей |
Группы (классы) предшкольной подготовки |
от пяти (шести) до шести (семи) лет |
не более 25 |
|
Классов общеобразовательных организаций |
от 6 (7) до 18 лет |
не более 25 |
|
Классы в малокомплектных школах |
от 6 до 18 лет |
от 5-10 до 25 |
Наполняемость классов, воспитательных групп, групп продленного дня
в специальных образовательных организациях
Количество детей в классе (группе) |
|
школьный возраст |
|
2 |
|
|
|
12 |
|
с фонетико-фонематическим недоразвитием произношения отдельных звуков |
12 |
|
|
8 |
|
10 |
|
|
|
8 |
|
12 |
|
10 |
|
10 |
|
6 |
|
4 |
|
12 |
|
10 |
|
6 |
|
4 |
|
Приложение 3 |
Недельная учебная нагрузка в общеобразовательных организациях
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
||
|
||||||||||||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
||
20,5 |
22 |
23 |
26 |
26 |
28 |
28 |
29 |
31 |
33 |
22 |
22 |
|
||
Занятия, факультативы, курсы по выбору (в старших классах профилирующие предметы, прикладные курсы) |
1,5 |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
14 |
14 |
|
|
Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера |
- |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
|
22 |
24 |
25 |
29 |
29 |
33 |
33 |
34 |
36 |
38 |
39 |
39 |
|
||
|
Приложение 4 |
|||||||||||||
Таблица ранжирования предметов по трудности
Предмет |
Количество баллов |
|
||
2 |
3 |
|
||
Математика, русский язык (для школ с казахским языком обучения), казахский язык (для школ с неказахским языком обучения). |
11 |
|
||
Иностранный язык, изучение предметов на иностранном языке. |
10 |
|
||
Физика, химия, информатика, биология. |
9 |
|
||
История, Человек. Общество. Право. |
8 |
|
||
Казахский язык, литература (для школ с казахским языком обучения). |
|
|
||
Естествознание, география, самопознание, НВП |
6 |
|
||
Физкультура |
5 |
|
||
Труд, технология |
4 |
|
||
Черчение |
3 |
|
||
ИЗО |
2 |
|
||
Музыка |
1 |
|
||
|
Приложение 5 |
|||
Номера мебели |
Группа роста (в миллиметрах) учащихся |
Высота над полом крышки края стола, обращенного к обучающему |
Высота над полом переднего края сидения |
|
||
2 |
3 |
4 |
5 |
|
||
1 |
1000 – 1150 |
460 |
260 |
|
||
2 |
1150 – 1300 |
520 |
300 |
|
||
3 |
1300 – 1450 |
580 |
340 |
|
||
4 |
1450– 1600 |
640 |
380 |
|
||
5 |
1600 – 1750 |
700 |
420 |
|
||
6 |
Свыше 1750 |
760 |
460 |
|
||
|
Приложение 6 |
|||||
Потребность в санитарных приборах учебных и жилых корпусов объектов
Потребность в санитарных приборах учебных корпусов общеобразовательных и интернатных организаций
№№ |
Помещение |
Ед. изм. |
Расчетное количество санитарных приборов |
2 |
3 |
5 |
|
Уборные и умывальные учащихся: |
1 обучающийся |
|
|
Уборные и умывальные персонала (индивидуальные) |
2 санузла |
1 унитаз, 1 умывальник |
|
Кабинет личной гигиены женщин (для персонала) |
1 кабина |
1 гигиенический душ, |
|
Уборные и умывальные при актовом зале – лекционной аудитории в блоке общешкольных помещений |
2 санузла (женский и мужской) |
1 унитаз и 1 умывальник на 30 мест в зале |
|
Уборные и душевые при раздевальных спортзалов |
1 раздевальная |
1 унитаз, 1умывальник |
|
Уборные и душевые для персонала в столовой |
1 санузел и 1 душевая кабина |
1 унитаз, 1умывальник, |
|
Кабина личной гигиены для девочек |
1 кабина |
1 гигиенический душ, 1 унитаз, 1 умывальник на кабину, одна кабина на 70 девочек |
|
Уборные для персонала в мед. кабинете |
1 санузел |
1 унитаз, 1умывальник |
|
Умывальники при обеденных залах: |
1 обучающийся |
|
Потребность в санитарных приборах для внешкольных организаций
Помещение |
Ед. изм. |
Расчетное количество санитарных приборов |
|
2 |
3 |
5 |
|
Уборные учащихся: |
1 обучающийся |
|
|
Уборные и умывальные персонала (индивидуальные) |
2 санузла |
1 унитаз, 1 умывальник |
|
Уборные и душевые при раздевальных спортзалов |
1 раздевальная |
1 унитаз, 1 умывальник |
Измеритель |
Количество санитарных приборов |
|
||
2 |
4 |
|
||
1 воспитанник |
1 унитаз на 5 девочек |
|
||
1 воспитанник |
1 унитаз на 5 мальчиков |
|
||
1 кабина |
2 кабины на 15 девочек: |
|
||
1 кабина |
1 душевая сетка на 10 спальных мест |
|
||
1 место |
1 ванна на 10 спальных мест |
|
||
1 место |
2 места на одну душевую сетку (по 0,5 м длины скамейки на место) |
|
||
1 туалет |
1 унитаз |
|
||
|
Приложение 7 |
|||
Рекомендуемая масса порции блюд в граммах в зависимости от возраста
Возраст |
|
|||
с 6 до 11 лет |
с 11-18 лет |
|
||
3 |
4 |
|
||
200-250 |
250-300 |
|
||
|
|
|
||
100-150 |
150-180 |
|
||
80-150 |
100-180 |
|
||
150-200 |
200-250 |
|
||
60-100 |
100-150 |
|
||
200 |
200 |
|
||
|
Приложение 8 |
|||
Продукт, подлежащий замене |
Вес в граммах |
Продукт заменитель |
Вес в граммах |
|
||
Мясо говядина |
100,0 |
мясо блочное на костях 1 категории: баранина, конина, крольчатина |
100,0 |
|
||
мясо блочное без костей 1 категории: баранина, конина, крольчатина |
80,0 |
|
||||
конина 1 категории |
104,0 |
|
||||
мясо птицы |
100,0 |
|
||||
субпродукты 1-й категории печень, почки, сердце |
116,0 |
|
||||
колбаса вареная |
80,0 |
|
||||
консервы мясные |
120,0 |
|
||||
рыба |
150,0 |
|
||||
творог полужирный |
250,0 |
|
||||
молоко |
600,0 |
|
||||
Молоко цельное |
100,0 |
кефир, айран |
100,0 |
|
||
молоко сгущенное стерилизованное |
40,0 |
|
||||
сливки |
20,0 |
|
||||
творог жирный |
30,0 |
|
||||
Сметана |
100,0 |
сливки |
133,0 |
|
||
молоко |
667,0 |
|
||||
Творог |
100,0 |
молоко |
333,0 |
|
||
сыр |
40,0 |
|
||||
брынза |
80,0 |
|
||||
сметана |
50,0 |
|
||||
сливки |
66,0 |
|
||||
Сыр |
100,0 |
масло коровье |
50,0 |
|
||
сметана |
125,0 |
|
||||
творог |
250,0 |
|
||||
брынза |
200,0 |
|
||||
молоко |
825,0 |
|
||||
яйца |
3 шт. |
|
||||
Яйца |
1 шт. |
сыр |
33,0 |
|
||
сметана |
40,0 |
|
||||
творог |
80,0 |
|
||||
Рыба обезглавленная |
100,0 |
мясо |
67,0 |
|
||
сельдь соленая |
100,0 |
|
||||
рыбное филе |
70,0 |
|
||||
творог |
168,0 |
|
||||
сыр |
50,0 |
|
||||
Фрукты |
100,0 |
сок плодово-ягодный |
100,0 |
|
||
яблоки сушеные |
20,0 |
|
||||
курага |
8,0 |
|
||||
чернослив |
17,0 |
|
||||
изюм |
22,0 |
|
||||
арбуз |
300,0 |
|
||||
дыня |
200,0 |
|
||||
|
Приложение 9 |
|||||
Бракеражный журнал скоропортящейся пищевой продукции и полуфабрикатов
|
Форма 1 |
|||||||
Дата и час, поступления продовольственного сырья и пищевых продуктов) |
Наименование пищевых продуктов |
Количество поступившего продовольственного сырья и пищевых продуктов (в килограммах, литрах, штуках) |
Результаты органолептической оценки поступившего продовольственного сырья и пищевых продуктов |
Конечный срок реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов |
Дата и час фактической реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов по дням |
Ф.И.О. подпись ответственного лица |
(При наличии) примечание * |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание:* Указываются факты списания, возврата продуктов и др.
|
Форма 2 |
|||||
Наименование блюда |
Общее количество добавленного витамина |
Содержание витамина "С" в одной порции |
Подпись ответственного лица |
|
||
2 |
3 |
4 |
5 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Журнал органолептической оценки качества блюд и кулинарных изделий
|
Форма 3 |
|||||||
Наименование блюд и кулинарных изделий |
Органолептическая оценка, включая оценку степени готовности блюд и кулинарных изделий |
Разрешение к реализации (время) |
Ответственный исполнитель (Ф.И.О. (при его наличии), должность) |
Ф.И.О. (при его наличии), лица проводившего бракераж |
Примечание |
|
||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: в графе 7 указываются факты запрещения к реализации готовой продукции
Журнал результатов осмотра работников пищеблока
|
Форма 4 |
|||||||||||||||||||
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) |
должность |
Месяц / дни |
|
|||||||||||||||||
1* |
2 |
3 |
4 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15… |
|
|
|
|
||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание *здоров, болен, отстранен от работы, санирован, отпуск, выходной
Ведомость контроля за выполнением норм пищевой продукции за___месяц ________г.
Примечание: _______________________________________________________
|
Приложение 10 |
Минимальный перечень медицинского оборудования и инструментария для оснащения медицинского кабинета
|
Наименование медицинского оборудования |
Количество |
|
|
2 |
3 |
|
||
Письменный стол |
1 |
|
||
Стулья |
2-6 |
|
||
Кушетка |
1 |
|
||
Шкаф канцелярский |
1-3 |
|
||
Шкаф медицинский |
1 |
|
||
Ширма |
1 |
|
||
Медицинский столик со стеклянной крышкой |
1-2 |
|
||
Холодильник (для вакцин и медикаментов) |
2 |
|
||
Тонометр |
1-2 |
|
||
Фонендоскоп |
1-2 |
|
||
Бактерицидная лампа |
1-2 |
|
||
Весы медицинские |
1 |
|
||
Ростомер |
1 |
|
||
Термоконтейнер для транспортировки вакцин |
1-2 |
|
||
Настольная лампа |
1 |
|
||
Термометры медицинские |
20-50 |
|
||
Ножницы |
2 |
|
||
Умывальная раковина |
1 |
|
||
Ведро с педальной крышкой |
1 |
|
||
Емкость для уничтожения остатков вакцин |
2 |
|
||
Халаты медицинские |
2 |
|
||
Колпаки |
2 |
|
||
Простыни одноразовые |
постоянно в наличии |
|
||
Полотенца бумажные одноразовые |
постоянно в наличии |
|
||
Халаты темные для уборки |
1 |
|
||
Маски одноразовые |
10-30 |
|
||
Уборочный инвентарь: ведра, швабра, ветоши, емкости для хранения ветошей, перчатки |
расчет от набора помещений |
|
||
Дезинфицирующие средства |
запас на 3 месяца |
|
||
Канцтовары (журналы, тетради, клей, ручки, дырокол, степлер, корректор, папки и т.д.) |
по мере необходимости |
|
||
Бикс маленький |
1 штук |
|
||
Бикс большой |
1 штук |
|
||
Жгут резиновый |
4-6 штук |
|
||
Шприцы одноразовые с иглами: |
10 штук |
|
||
Пинцет |
1 штук |
|
||
Грелка резиновая |
1-2 штук |
|
||
Пузырь для льда |
1-2 штук |
|
||
Лоток почкообразный |
5 штук |
|
||
Шпатель металлический |
5 штук |
|
||
Шины для иммобилизации конечностей |
5 штук |
|
||
Коврик |
1 штук |
|
||
Сантиметровая лента |
1 штук |
|
||
Таблицы для определения остроты зрения |
1 штук |
|
||
Жидкое мыло с дозатором |
постоянно в наличии |
|
||
|
Приложение 11 |
|||
Медицинская документация объектов
Медицинской документацией являются:
1) журнал учета инфекционных заболеваний;
2) журнал учета контактов с острыми инфекционными заболеваниями;
3) карта профилактических прививок;
4) журнал учета профилактических прививок;
5) журнал движения вакцин, других бактериальных препаратов;
6) журнал регистрации проб Манту;
7) журнал регистрации детей группы риска подлежащих обследованию по пробе Манту;
8)журнал туберкулино-положительных лиц, подлежащих дообследованию у фтизиопедиатра;
9) журнал поствакцинальных осложнений;
10) журнал постоянных и длительных медицинских отводов;
11) журнал открытых флаконов и уничтожения остатков вакцин;
12) журнал проведения контролируемой химиопрофилактики;
13) журнал регистрации обследуемых на возбудителей паразитарных заболеваний;
14) журнал регистрации лиц, обследованных на гельминты;
15) журнал осмотра на педикулез, чесотку и дерматомикозы;
17) списки детей группы риска;
18) журнал учета флюрообследования студентов;
19) журнал учета флюроположительных лиц;
20) журнал учета диспансерных больных;
21) контрольная карта диспансерного наблюдения;
22) журнал углубленных профилактических медицинских осмотров, акты специалистов;
23) индивидуальные медицинские карты учащихся (воспитанников);
25) папка с аннотациями вакцин;
26) журнал регистрации состояния здоровья работников пищеблока;
27) бракеражный журнал для сырой продукции;
28) журнал контроля качества готовой пищи (бракеражный)
30) ведомость контроля за выполнением норм продуктов питания за месяц.
© 2012. РГП на ПХВ Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан